18:42

Только всё опять вернётся - неожиданно, как сон...
Во всём есть свои плюсы, даже в болезни. Вчера весь день валялась в постели, зато, наконец, дочитала «Хроники Нарнии».
Надо сказать, что первые три хроники были одной из моих любимых книг в детстве. У меня была книга в хорошем переводе и с хорошими иллюстрациями – чего не скажешь о той, которая попала мне в руки недавно. Впрочем, это не помешало мне получить удовольствие от прочтения.
Хочется сказать, что книга удивительная. Когда я её дочитала, мне подумалось, что вот таким и должно быть настоящее творчество. Именно в этом его суть – затронуть за живое, не оставить равнодушным, заставить задуматься. Понятно, что даже самая хорошая книга не может нравиться абсолютно всем. Однако Льюиса читали тридцать лет назад, читают сейчас и, я думаю, будут читать потом. Что же касается того, почему эта книга зацепила лично меня, я, пожалуй, не удержусь от одной цитаты:
«Допустим, мы видели во сне или выдумали всё это: деревья, траву, звезды и даже Аслана. Но тогда выдумка лучше и важнее реальности. Допустим, это мрачное место и есть единственный мир. Тогда он никуда не годится. Может, мы и дети, играющие в глупую игру. Но четверо детей создали игрушечный мир, который лучше вашей реальной ямы. Я не предам игрушечного мира. Я останусь с Асланом, даже если Аслана нет. Я буду жить как нарнианец, даже если нет Нарнии. <…> мы четверо покинем ваш двор, вступим в темноту и будем всю жизнь искать дорогу наверх. Не думаю, что жизнь эта будет долгой, но стоит ли о том жалеть, если мир – таков, каким вы его описали» (из хроники «Серебряное кресло»).
Кто сказал, что грезить об иных, прекрасных мирах глупо? Без мечты, без полёта фантазии наша жизнь стала бы серой и скучной.
Но всё-таки жаль, что история закончилась. Первые три хроники, которыми я зачитывалась в детстве, были более радостными и более детскими, что ли. Что меня особенно расстроило, так это то, что Сьюзен забыла про Нарнию. Выросла и забыла детские игры, как она выразилась. Такое ощущение, что это намёк на то, что красивые девушки не слишком умны. Но ведь она была королевой Нарнии, прекрасной и смелой, и меткой лучницей, и неслучайно она была одной из четырёх детей, освободивших Нарнию от Белой Колдуньи. Впрочем, каждый делает свой выбор. Можно забыть то, что было и не видеть того, что есть, пример тому есть в последней книге - ситуация с гномами.
Впрочем, несмотря на все восторги, есть одна вещь, которая меня смущает. Это Тархистан. Может, у меня глюки, но он явно списан с восточной мусульманской страны. Тёмная кожа и волосы, одежда, манера говорить, наконец, полумесяцы, которыми они расплачиваются. И, как противоположность, светлокожие белокурые нарнийцы, которые полагаются на льва. Хорошо ли это разделение по цвету кожи в детской книге? В последней хронике был показан только один положительный тархистанец, который, хоть и искал всю жизнь Таш, пришёл в конечном итоге к Аслану.
Но, так или иначе, я не жалею о времени, потраченном на эту книгу.

@темы: впечатления от

Комментарии
30.04.2009 в 21:32

Иногда бывает книга зацепит так, что спустя время вспоминаешь и перечитываешь её, даже помня наизусть содержание.
Хроники Нарнии - многие мои знакомые тоже от нее балдеют. Так что у тебя есть единомышленники))
Почти во многой фантастике присутствует элемент восточного стиля, он же экстравагантный, поэтому европеец включил их культуру. А то, что в "негативе", неудивительно.
01.05.2009 в 19:23

Только всё опять вернётся - неожиданно, как сон...
Почти во многой фантастике присутствует элемент восточного стиля, он же экстравагантный, поэтому европеец включил их культуру. А то, что в "негативе", неудивительно.
Я, может быть, и не обратила бы на этот момент внимания, просто вспомнила дискуссию, развернувшуюся вокруг книги Брилёвой "По ту сторону рассвета". Там был такой народ, вастаки - ну сущие ваххабиты :D Правда, автор связь этого народа с мусульманами отрицала.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии